Старонка настаўніка-дэфектолага

Памятка родителям для поступления ребёнка в школу

разгарнуць

Поступление ребенка в школу – большое событие в его жизни. Для него начинается новая   школьная жизнь. У нового школьника появляются особые, связанные со школой заботы и обязанности.

Правильный подход к ребенку, умелое его воспитание – основа успешного обучения. Но без помощи родителей, без согласован- ной   работы семьи и школы и самой хорошей школе, и самому опытному учителю трудно вести работу по обучению и воспитанию детей.

Родители должны хорошо запомнить, что с первого дня пребывания ребенка в школе в интересах правильного его воспитания они должны заботиться о том, чтобы ребенок успешно выполнял все, что требуют учитель и школа.

Для этого родителям будущих первоклассников надо серьезно подумать над тем, как лучше подготовить своего ребенка для обучения в школе.

         Уважаемые родители!

В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Чтобы Ваш ребенок стал успешным в школе, постарайтесь развивать у него такие качества как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

 Организованность

- ребенок без подсказки родителей должен  уметь приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда

- в заданном темпе выполнять просьбу, поручение

- убирать на место вещи, игрушки и т.д.

 Инициативность

- умение уйти от инструкций к самостоятельным действиям

- проявлять инициативность

Самостоятельность

- выполнение детьми постоянных обязанностей в семье.

Умение жить в коллективе

- доброжелательность

- проявление внимания и заботы о других

- жизнерадостность

- проявление внимания к членам семьи, близким людям.

Как научить ребенка общаться 

- умение слушать собеседника , не перебивая его

-говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль

- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубости и вульгаризмов.

Продолжайте  играть с детьми!

В игре развиваются внимание, память, мышление, речь, воображение. Для подготовки к школе полезны следующие игры:

- на внимание, память, сосредоточенность (что изменилось?, кто ушел?, что спрятали?, сделай также)

- развивающее представление о качествах и свойствах предметов (найти такой же  предмет по цвету, величине, форме; угадай на ощупь; что из него сделано)

- на логическое мышление (что сначала? что потом? времена года; сравни)

- на развитие речи (слова наоборот, синонимы, придумываем рифмы и т. д)

згарнуць

Учимся слышать звуки и правильно их произносить

разгарнуць

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковому оформлению  слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.   

«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.    

«МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

згарнуць

Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?

разгарнуць

Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?

Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость» вместо «сырость».

Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.

Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.

К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее      на        другие.

* Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.

Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.

Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».

Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

Желаем успехов!

згарнуць

Профилактика дисграфии

разгарнуць

Уважаемые родители!

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете замечать в его письменных работах специфические ошибки, которые не подходят ни под одно правило русского языка. Как быть? Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в устранении этих ошибок.             

Самой распространенной дисграфической ошибкой учащихся 2-3 классов является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А,Б-Д,П-Т,Ш-Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.

Профилактическую работу по оптической фонематической дисграфии можно вести уже в 1-ых классах. Есть ряд заданий, которые можно применять на уроках чтения и письма.           

Для предупреждения ошибок оптического характера используются задания на закрепление графических образов букв:

-нахождение букв среди ряда других

-в данном тексте найдите и зачеркните все буквы  А

-показ карточки(буква среди ряда других)

-сравнение букв написанных разными шрифтами(Печатные, рукописные, различные стили)

-название букв,подчеркнутых дополнительными линиями

-определение буквы, данной в неправильном положении

-написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы -выделение букв, наложенных друг на друга

-узнавание правильно и неправильно начертанных букв

-узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт) -конструирование букв из различных подручных средств

-реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов

Фонематическая дисграфия. Фонематическая дисграфия предлагает анализ предложений на слова, синтез слов предложения. Для устранения фонематической дисграфии на  коррекционных занятиях работу выстраивается в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте(от устной речи к тексту, предложению и т.д.). Поэтому мы рекомендуем вам использовать на разных этапах работы следующие задания:  

1 Этап. на этапе работы над текстом следующие задания:

-определить границы предложений в тексте

-определить количество предложений в тексте

-восстановление деформированного текста(расставить предложения в правильном порядке).

2 Этап: на этапе работы над предложением используется следующие задания: -придумать предложения с определенным количествам условий

-распределение предложения и определения количества слов -составить предложения из слов, данных в беспорядке

-составление схемы предложений -составление предложений по схеме.         

Все задания направлены на анализ предложений на слова. Слово- самостоятельная единица речи.

3 Этап: на этапе работы над словом используются задания на:

-определение количества слогов

-последовательность слогов -составление слов из слогов

-определение пропущенного слога в названии картинки

-определение слова, произнесенного по слогам

-выделение из предложений слова, состоящего их определенного количества слогов.

На данном этапе используются упражнения на выделение ударного слога в слове. Это в свою очередь является профилактикой ошибок на безударную гласную.

-назвать ударный слог, затем безударный (берутся сначала 2 сложных слова, затем 3 и т.д.) -

составить графические схемы слов

-подбор слов к данным схемам -раскладывание картинок под схемы

4 этап: на этапе работы со звуком используются следующие задания

-определение позиции определенного звука (в начале, конце)

-определения количества звуков в слове

-нахождение заданного звука на фоне слова       

Аналогические задания берутся на этапе работы дифференциации близких по звучанию звуков. Речевой материал подбирается на те звуки, над которыми идет работа.           

Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условия для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок.

Желаем удачи!

згарнуць

Готовимся к ПМПК

разгарнуць

Для самых внимательных  родителей

 Уважаемые родители! Весенняя пора для нас знаменуется не только звонкой капелью, солнечными днями. Это пора, когда дети готовятся шагнуть на новую ступеньку для них. Весной дети проходят обследование ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии. 

Основная цель прохождения комиссии - это не постановка диагноза, а определение дальнейшей программы обучения и развития, соответствующей возможностям ребёнка.

Это не экзамен для ребенка. И ни в коем случае  не оценка ребенка. Здесь скорее определяется тот объём  усилий, которые были вложены в коррекционную и развивающую работу с ним родителей совместно с педагогами и специалистами детского сада.

Период подготовки к прохождению комиссии – очень важный.

Как сделать так, чтобы этот период прошёл максимально легко? Для этого нужно соблюдать ряд правил.

Сам процесс подготовки – это вся та работа, которая проводилась с ребёнком в течение всего периода пребывания в детском саду. И, как говорится, всё надо делать вовремя. Так, если в первый год вы практически не занимались с ребенком, не посещали детский сад, а за последние несколько недель вы хотите «впихнуть» в ребёнка всё, что не делали раньше – этим  можно скорее навредить,  перегрузить его нервную систему.

Перед ПМПК ребенок проходит массу врачей и специалистов. Среди них особенно внимательно необходимо отнестись к  обследованию психолога и психиатра.

Еще одна особенность – это то, что весна, это время, которое характеризуется физиологическими перестройками в организме. Это время сезонной "разбалансировки" эндокринной системы, отвечающей за выработку гормонов, время, когда ощущается  недостаток  витаминов, снижаются иммунные силы организма. В этот период организм перестраивается на новую климатическую "волну". Поэтому в весеннее время у детей отмечается повышенная нервозность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, невнимательность. Особенно остро это проявляется у детей, имеющих нарушения речи, которые и  обусловлены неврологическими заболеваниями. И сели не выполнялись рекомендации врача-невролога, то   и  психологическое состояние детей поэтому становится  более уязвимым, а ещё – непредсказуемым.   

Соответственно, в данный период необходимо обращать внимание на питание, сон, выполнение режима дня, рекомендации лечащего врача.

Должны быть созданы максимально щадящие условия, которые не травмируют, не перегружают нежную детскую психику.

Поэтому следите за собственным состоянием и настроением. Помните о том, что дети сильно зависимы от настроения родителей. Постарайтесь поддерживать дома положительную атмосферу взаимодействия межу членами семьи, общайтесь с ребёнком так, как бы вам хотелось, чтобы он общался с вами.

Внушайте ребёнку уверенность в собственных силах, поддерживайте его успехи, его способности, инициативу и проявление самостоятельности.

Накануне обследования ПМПК, или даже обследования у психолога, психиатра, старайтесь, чтобы ребёнок выспался, хорошо себя чувствовал. Поддерживайте у него хорошее настроение. Лучше проходить обследование в первой половине дня, поэтому выбирайте наиболее удобное время для вашего ребенка, когда он себя хорошо чувствует. 

Накануне обследования старайтесь не перегружать ребёнка дополнительными знаниями, так как это наоборот, может вызвать у него негативизм и повышенную утомляемость. Как говорится, «перед смертью не надышишься».

Во время прохождения обследования родитель не должен вмешиваться в общение специалиста с ребёнком, не надо показывать своё недовольство ребёнку, говорить «Ну неужели ты забыл», «Не позорь меня», и пр. слова, которые не только смутят ребёнка ещё больше, но и создадут определённое впечатление о вас,  ваших манерах воспитания.

Помните, что максимум уверенности ребёнок должен получить ещё до обследования, как и весь багаж его умений, речевых навыков и знаний.

Обследование ПМПК – это особая ситуация. Ребёнок будет находиться в незнакомой обстановке, и не с одним, а с несколькими незнакомыми взрослыми. Поэтому перед ПМПК особенно важен психологический комфорт ребёнка, постарайтесь в этот день и накануне его поддерживать.

После прохождения обследования  обязательно  похвалите ребенка, поощрите (способом, принятым и приемлемым для вас).

Постарайтесь сделать ребёнку праздник, ведь он так старался!

 Желаю вам успешного прохождения ПМПКомиссии!

згарнуць