Парады для бацькоў

Советы родителям, воспитывающим детей с особенностями развития

разгарнуць

Рождение в семье малыша с нарушениями в развитии является всегда стрессом. Родители оказываются в непростой психологической ситуации: им приходится испытывать горе, боль, вину за то, что ребенок родился «таким», а некоторые впадают в отчаяние. Чаще всего семья отдаляется от друзей, а нередко и от родных. Вот несколько советов, которые помогут вам формировать более правильное и осознанное поведение.

  1. Никогда не надо жалеть ребенка за то, что он родился не такой, как другие дети.
  2. Дарите ему свое внимание и любовь, но и не забывайте о других членах семьи, тоже нуждающихся в заботе и ласке ( другие дети, муж).
  3. Не надо изводить себя упреками из-за того, что в вашей семье родился не совсем здоровый малыш. Вы в этом не виноваты.
  4. Организуйте свой быт так, чтобы в семье никто себя не чувствовал «жертвой» из-за того, что приходится отказываться от личной жизни.
  5. Не старайтесь ограждать ребенка от проблем и обязанностей. Все дела решайте вместе с ним.
  6. Предоставляйте малышу самостоятельность в принятии решений и действиях.
  7. Всегда следите за своим поведением и внешностью, потому что ребенок должен вами гордиться.
  8. Не бойтесь ему отказать в чем-либо, если посчитаете, что его требование слишком завышено.
  9. Разговаривайте с ребенком как можно чаще. Помните, что ни радио, ни телевизор, ни компьютер не заменят ему живого общения с вами.
  10. Не ограничивайте малыша в общении с ровесниками.
  11. Приглашайте в гости своих друзей, не отказывайтесь от встреч с ними.
  12. Не стесняйтесь прибегать чаще к советам психологов и педагогов. Найдите информацию о том, в каких дошкольных учреждениях вашего района открыты консультационные пункты, службы ранней помощи, куда вы всегда можете обратиться за содействием.
  13. Читайте больше и не ограничивайтесь выбором только специальной литературы, которая касается именно вашей проблемы — интересуйтесь и художественной.
  14. Познакомьтесь и общайтесь с теми семьями, где тоже есть «особые» дети. Перенимайте чужой опыт воспитания и передавайте им свой.
  15. Думайте всегда о том, что когда-нибудь ваш ребенок станет взрослым, и ему надо будет жить самостоятельной, взрослой жизнью. Готовьте его к ней, говорите ему об этом.
згарнуць

Консультация для родителей воспитывающих детей с ОПФР "Индивидуальные особенности моего ребенка"

разгарнуць

Пожалуйста, помните, что «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребёнка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой.

  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребёнка сохранно, что он может. Именно это-основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребёнку с особенностями возможность пробовать сделать всё самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним –но не вместо него!
  • «Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребёнок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребёнка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Правила для родителей

  1. Преодолевайте страх и отчаяние
  2. Не теряйте время на поиски виновного - его просто не бывает!
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребёнку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймёте, что не одиноки в своём несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких, держите их в курсе проблем вашего ребёнка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребёнка.
  • Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и других членов своей семьи.
згарнуць

Памятка для родителей "Как помочь ребенку с особенностями психофизического развития выполнить домашнее задание"

разгарнуць
  1. Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно.
  2. Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания.
  3. Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить. 
  4. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не следует ни торопиться, ни затягивать. 
  5. Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем. 
  6. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности. 
  7. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях.
згарнуць

Какие жизненно важные потребности нужно удовлетворять детям с различными нарушениями?

разгарнуць
  • Эмоциональные потребности – привязанность к близкому родственнику, ведь ребенку с различными нарушениями нужно уделять много времени и внимания, чтобы он понял сигналы взрослых. Нужно научиться замечать и поддерживать ответную реакцию ребенка, даже если она очень слабая и замедленная.
  • Когнитивные потребности – самостоятельная исследовательская активность. У детей с нарушениями мало опыта взаимодействия с предметами, им сложно самим понять связь между объектами, событиям и символами. Этим детям необходима помощь от родителей, чтобы сформировать представления об окружающем мире. Взаимодействовать с детьми можно через игру.
  • Сенсорные потребности – разнообразие зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. Ребенок с тяжелыми двигательными и сенсорными нарушениями получает мало стимулов извне. Родители должны обеспечить ему богатый и разнообразный сенсорный опыт.
  • Двигательные потребности – свободное и безопасное перемещение. Всем детям, как здоровым, так и особенным, с тяжелыми нарушениями моторики и зрения, жизненно необходимо иметь возможность перемещаться. Многим из них требуется специальная помощь в передвижении. Снижение двигательной активности у маленьких детей часто ведет к уменьшению количества сенсорных стимулов, которые они получают.
  • Социальные потребности – выход на улицу, общение, участие в жизни общества. У каждого ребенка должна быть возможность регулярно выезжать за пределы своего дома и посещать разные места, такие как парки, кафе, различные мероприятия.
згарнуць

Советы родителям

разгарнуць

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с проблемами в обучении

разгарнуць

С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно теряет веру в себя.

Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребенку. Один из таких факторов - неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:

  • низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания,
  • высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности,
  • выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей,
  • повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:

  • повышенная эмоциональная чувствительность, склонность легко расстраиваться и волноваться.
  • эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения.
  • склонность к беспокойству.
  • противоречивость личности.
  • стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях сокружающими
  • эгоцентризм - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.

Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе. Оправдание себе взрослые находят гораздо чаще, чем ребенку.

X. Джайнотт предлагает новый код общения с детьми, основанный на уважении друг к другу и умении общаться. Пользоваться этим кодом нужно и дома, и в школе. Итак, первое - обе стороны должны помнить о взаимном уважении, второе - понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов.

Как снять страх ребенка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач?

Основные правила

  1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную.
  2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей .Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников.
  3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка. Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите.
  4. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: Что ты сегодня получил. Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения.
  5. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоить переоценивать их значение, особенно на первых порах, ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой не по силам. Если вы будете сидеть все время над душой ребенка, следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность.
  6. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы). Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызывает только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего, самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.

Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное - знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа.

згарнуць