Парады бацькам (падрыхтоўка да школы)

 

КАК ДУМАЮТ ДЕТИ ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ ЛЕТ?

Незрелое мышление маленького ребенка основывается на его восприятии окружающего мира, как существующего для удовлетворения его нужд, желаний и потребностей. Он сосредотачивается (концентрируется) на том, что видит, а не том, к чему может прийти логическими рассуждениями.  

Следующие примеры иллюстрируют специфические аспекты незрелого детского мышления.

1. Дети верят, что все происходит специально для них. Один ребенок считает, что дождь начинается для того, чтобы он мог испытать свой новый зонтик. Другой думает, что, когда он наблюдает в зоопарке за львом, тот рычит по единственной причине - желая его съесть.

2. Они часто понимают слова буквально. Один четырехлетний ребенок все еще продолжает искать "глаза" на мамином затылке!

3. Они могут пользоваться своим воображением "в корыстным целях". Иногда ребенок сваливает свою вину за плохой поступок на воображаемого друга, таким образом оставаясь хорошим в собственных глазах.

4. Они плохо понимают абстрактные слова, обозначающие отрезки времени (такие как минуты, часы, дни, недели, вчера, завтра, скоро, позже). Один ребенок наконец понял, что значит, папа вернется из поездки домой через два дня, когда мама сказала ему: "Твой папа будет дома после того, как ты два раза поспишь" (с такой конкретной реальностью ребенок мог соотнести время).

5. Они часто отвечают честно, только не совсем на тот вопрос, который вы задавали. Перед обедом папа спросил сына: "Ты вымыл руки?" Ребенок ответил: "Да, папа, я мыл" (не ложь - однако он делал это вчера!).

6. Они часто определяют количество "на взгляд" (как вещи выглядят). Трехлетний ребенок воспринимает десять конфет тянучек, расположенных в ряд близко друг к другу, как меньшее количество, чем если бы они были разбросаны по столу.

7. Им всегда очень трудно отделять фантазию от реальности. Младшая сестренка действительно боится, что ее брат превратится в медведя, когда надел костюм и маску медведя.

8. Также реально они воспринимают то, что им снится. Монстры и страшилища кажутся ребенку абсолютно реальными.

9. Они могут винить себя, когда кому-то больно, даже если в этом и нет их вины. Когда у мамы начинает болеть спина, ее дочка-дошкольница думает, что это она виновата, потому что оступилась или споткнулась по дороге в детский сад. Другой ребенок считает, что его плохое поведение стало причиной развода родителей.

Ссылка на материал:

 https://mbdou-orlenok.ucoz.org/str_pedago-ov/Silaganova/kak_dumajut_deti.pdf

КАК ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА?

1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Похвала ребенку - один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни. Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода "зависимость" от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.

2. Хвалите за что-то конкретное, а не "вообще". "Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф", а не "Хорошая девочка!"

3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. "Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола". Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы "но...", весь ее позитивный эффект был бы утрачен: "Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного". Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделать паузу, а потом добавить: "А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе".

4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: "лучший", "самый умный", "самый симпатичный". Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его "совершенства". Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... а это, согласитесь, непосильная ноша!

5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: "забавный", "музыкальный", "помощник", "добрый", "правдивый". Например: "Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно". Таким образом родитель учит ребенка тому, "что такое хорошо" и "что такое плохо", не давя на него и не критикуя.

Ссылка на материал:

https://myintelligentkids.com/umeyut-li-roditeli-pravilno-xvalit-rebenka

Без компьютерной зависимости?

Классная это штука – компьютер! Особенно для занятых родителей. Сидит чадо дома перед монитором, тихонько себе мышкой щелкает, вечерами по подъездам не тусуется, с сомнительными друзьями не водится. Конечно, неподвижное сидение в одной позе много пользы здоровью не принесет, но ведь лучше, чем улица!

Интересно, и чем же это чадо так увлеченно занято дни напролет? Основных занятий два – компьютерные игрушки и Интернет. Родители, полагающие эти увлечения совершенно безобидными, либо искренне заблуждаются, либо сознательно отмахиваются от своих обязанностей в угоду другим, «более важным» делам.

Психологи всерьез говорят о росте количества детей, страдающих в той или иной степени настоящим расстройством здоровья – компьютерной зависимостью. Ею называют болезненное состояние, связанное с нарушением психологических и поведенческих функций.

Как и другими формами зависимости, страдать ею могут и дети и взрослые. Но если взрослые – люди самостоятельные, то за здоровье детей целиком и полностью отвечают их родители.

Грань между увлечением и зависимостью достаточно тонка. Критерий разграничения – самоконтроль. Если ребенок, уделив компьютерным забавам определенное заранее время, выключает машину и принимается за другие дела – можно не волноваться. Сын (или дочь) воспринимает комп тем, что он и представляет собой на самом деле, инструментом для досуга и работы.

Совсем другое дело, если в угоду «железному другу» ребенок забывает об учебе и других занятиях, заменяя живое общение многочасовыми бродилками и стрелялками, оторваться от которых самостоятельно он не может.

Что же делать родителям в такой ситуации? Первое что приходит в голову – запретить даже близко подходить к компьютеру. Увы, вполне вероятно, что за таким решением последует настоящая депрессия, ребенок может полностью закрыться в себе, назло и демонстративно забросить учебу, полностью отгородиться от родителей.

Жесткие запреты, ругань и нравоучения никогда не были эффективными методами воспитания, хотя и полагаются таковыми огромным числом мам и пап. Ребенок ведь не понимает, что он на грани серьезного психического расстройства. Для него запрет – это лишение привычного удовольствия, источник запрета – зло, с которым надо бороться, или, по меньшей мере, обходить стороной.

Вряд ли можно предложить один, стопроцентно эффективный способ борьбы с компьютерной зависимостью детей. Стоит поговорить с любимым чадом о своих чувствах и тревоге. В какой-то мере опасения родителей, людей, которым ребенок доверяет, послужат сдерживающим фактором.

Но одного разговора мало. Если не предложить взамен другое увлечение, не заполнить пустующую нишу, рано или поздно все вернется на прежнее место. Подумайте, что интересует сына или дочь? Предложите им занятия в спортивной секции или кружке, займите свободное время, чаще общайтесь с ребенком по любому поводу.

Бороться с зависимостью трудно, легче не допустить ее появления. Чтобы ребенок не превратился в компьютерного лудомана, его занятия с компьютером должны постоянно контролироваться родителями.

Не устанавливайте компьютер в детской комнате, только в тех помещениях, где часто находятся взрослые, чтобы можно было ненавязчиво отслеживать, насколько часто и для чего используется ребенком машина.

Открыто интересуйтесь, чем именно занят ребенок, «мешайте» ему вопросами, пусть объясняет несведущим взрослым, что и для чего он делает, как все устроено и работает в компьютере.

Следите, чтобы ребенок не «заигрывался» в одну игру, контролируйте время, проведенное за компьютером в целом.

Если кому-то сложно уделить для контроля компьютерных увлечений ребенка требуемое время, то стоит задуматься, правильно ли вообще построены в семье взаимоотношения с детьми. Там, где родители уделяют детям достаточно внимания, у малышей и подростков редко возникает потребность спрятаться от безразличия самых близких людей в виртуальном мире.

Ссылка на материал: 

https://www.maam.ru/detskijsad/bez-kompyuternoi-zavisimosti.html

 
 
 
 
Дадаткова ў гэтым раздзеле